Ваши инструменты управления
  • Промышленное газовое оборудованиеПромышленное газовое оборудование
  • Оборудование для котельных и теплоснабженияОборудование для котельных и теплоснабжения
  • Резервуарные металлоконструкции. Оборудование для резервуарных парковРезервуарные металлоконструкции. Оборудование для резервуарных парков
  • Оборудование и комплектующие для сжиженного углеводородного газаОборудование и комплектующие для сжиженного углеводородного газа
  • Оборудование для строительства и монтажа трубопроводовОборудование для строительства и монтажа трубопроводов

Российский Дальний Восток - край восходящей экономики

У Дальнего Востока есть ряд преимуществ: богатые природные ресурсы и близость к странам Азиатско-Т ихоокеанского региона. Однако без комплексного развития инфраструктуры – транспортной, энергетической, социальной – полноценное использование потенциала дальневосточных территорий маловероятно.

В условиях мирового экономического кризиса Дальний Восток выгодно отличается от всей России. Пока в других регионах промышленное производство падало, в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) этот показатель немного вырос. Также на фоне общероссийского снижения объемов инвестиций ДФО демонстрирует рост инвестиционной активности. Финансовые вливания в реальный сектор способны противодействовать кризисным явлениям, когда деньги находят адресата. На Дальний Восток они доходят, хотя большинство федеральных целевых программ (ФЦП) урезаны, не исключая ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2015 года». Но в наиболее значимые проекты, от которых ждут максимального социально-экономического эффекта, средства инвестируют в запланированных объемах. В итоге, несмотря на многие ограничения (скудное число ключевых отраслей, неразвитость транспортной и энергетической инфраструктуры, нехватка рабочих рук, износ основных фондов и неконкурентность готовой продукции), обуславливающие невысокую роль региона в экономике России, это отставание постепенно сокращается.

Лидеры инвестиционной привлекательности – Хабаровский край, Якутия, Приморский край, Сахалинская и Амурская области. Потенциал остальных территорий – Чукотки, Магаданской области, Еврейской АО и Камчатки – инвесторами недооценен. Впрочем, Приморье, Хабаровск и Сахалин всегда доминировали в экономике региона. После распада СССР они развивались как бы по отдельности – во всяком случае, местные администрации не поддерживали особых контактов. И только в конце 1990-х губернаторы и промышленники решили объединить усилия для «проекта века» – освоения нефтегазоносного шельфа Сахалина.

Богатые возможности

Дальний Восток – это почти треть территории России, обширная береговая линия прилегающих морей и океанов, находится более трех четвертей водных биоресурсов страны. На Дальний Восток приходится более 60% общероссийского вылова рыбы и морепродуктов (даже с учетом всех проблем в рыболовной отрасли у камчатских и сахалинских рыбаков 2009 год – рекордный за последние 100 лет по лову лососевых). Особая статья экономики – золото, его добыча существенно подпитывает валовой региональный продукт (ВРП). По разведанным балансовым запасам этого металла ДФО занимает второе место в РФ, а по добыче – первое. Золото притягивает инвестиции. Так, в Амурской области практически половину всей инвестиционной прибавки обеспечивает не столько прокладка нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), сколько разработка коренных месторождений золота.

Прогнозные ресурсы нефти оцениваются в 18 млрд т, газа – в 25 трлн. куб. м. Запасы углеводородов сосредоточены в Республике Саха (Якутия) и на шельфе Охотского моря. Дальний Восток – крупная кладовая угля (более 14 млрд т в Республике Саха, 3,8 млрд т – в Амурской области, 2,5 млрд т – в Приморском крае и на Сахалине). В Приморье находится Николаевское месторождение полиметаллических руд (16% от общероссийской добычи свинца). В регионе сосредоточены почти три четверти запасов олова и практически вся добыча этого важного металла в РФ.

Однако при таком огромном потенциале дальневосточные территории России не получили достойного развития. Региональная экономика – это разрозненные отрасли общероссийского или экспортного значения: добыча золота, алмазов, угля, лесозаготовка и рыболовство. При этом львиная доля добываемого сырья и морепродуктов подвергается лишь первичной переработке, а товары народного потребления ввозятся из соседних стран. В регионе действует более 30 морских портов, но их транзитный потенциал не реализован из-за слабого развития железных дорог и автотрасс. В ДФО нет сталелитейного завода полного цикла, хотя на масштабных стройках его прокат крайне востребован. Одна из важных отраслей – машиностроение (авиастроение, судостроение и судоремонт) пока недозагружено заказами.

Помимо ущербной логистики организовать на Дальнем Востоке конкурентоспособные в России производства не позволяют высокие транспортные тарифы на перевозки в европейскую часть России и обратно. Именно поэтому стратегически важно ориентировать местную промышленность на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), что чиновники уже осознали. Кроме того, энергосистема ДФО не связана с Единой энергосистемой государства, и внутри остаются изолированные подсистемы.

Степень газификации территории по меркам РФ низкая. Основные промышленные фонды, инфраструктура и жилые здания имеют высокую степень износа. Дело в том, что за все предыдущие десятилетия в стране не произошло ничего, что позволило бы дальневосточным производителям увеличивать долю на внутреннем рынке: мощные экономики Сибири и Урала ничего не могут предложить, разве что биоресурсы. Поэтому о нуждах дальневосточных территорий вспоминали в последнюю очередь, и неудивительно, что к началу XXI века Россия столкнулась с геополитической угрозой их потери. Печальный итог на фоне колоссального природного потенциала, стремительного послевоенного развития Японии и становления под боком «азиатских тигров».

Незавидный удел форпоста

Дальнему Востоку со времен его присоединения к Российскому государству (начало этому процессу положено еще в XVI веке Ермаком) отводилась роль почти изолированного военного и политического форпоста страны на Тихом океане. Только в 1891-1916 гг. была сооружена Транссибирская магистраль, связавшая Дальний Восток с европейской частью РФ. И по сей день это практически единственная работающая транспортная артерия. Дублер Транссиба – Байкало-Амурская магистраль из-за технических проблем работает не в полную силу.

С 1930-х годов развернулись советские планы индустриализации Дальнего Востока, включающие развитие тяжелой промышленности, военно-промышленного комплекса, разработку природных ресурсов и развитие транспортной инфраструктуры (в частности, именно в 1930-е годы разрабатывался план строительства БАМа, реализованный через 50 лет).

В конце 1980-х годов осуществлялась попытка разработки стратегии развития Дальнего Востока как окна в быстроразвивающуюся Азию. Однако по объективным причинам попытка не была доведена до конца. После распада СССР экономика Дальнего Востока рухнула, развиваясь самостоятельно от остальной страны и зациклившись на экспорте биоресурсов, руды, пиломатериалов и импорте иномарок. По мнению ряда экспертов, сегодняшний рост промпроизводства в ДФО в известной мере опирается на низкую базу, с которой начался экономический подъем.

В 1996 году под давлением дальневосточных властей и бизнеса утверждается ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 годы», которая с учетом критической ситуации, складывающейся на Дальнем Востоке, являлась попыткой с помощью государства решить проблемы макрорегиона. Однако результатов она не дала.

По словам заместителя полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Александра Левинталя, для решения задач было выделено не более 10% от запланированных финансовых ресурсов. Можно констатировать, что до сих пор ни одна серьезная программа на Дальнем Востоке не сработала – ни при плановой экономике, ни при рынке. Дело в недостаточной проработке госполитики из-за невысокого уровня прогнозирования, несовершенства ее инструментария, слабости управления и контроля.

Тем не менее каждый субъект ДФО сумел самостоятельно определиться со своей нишей в экономике и развивается в этом направлении. Амурская область, например, развивает сельское хозяйство, горнорудную отрасль. На Чукотке только один рудник «Купол» стал добывать золота в четыре раза больше. Камчатка увеличила вылов водных биоресурсов. На Сахалине кроме рыбного промысла развивается угледобыча, нефтегазодобыча, нефтегазохимия. А в Якутии – горнорудная отрасль, новые способы добычи алмазов. Хабаровский край ставит на машиностроение, оборонный заказ, лесозаготовку, переработку древесины, добычу платины, Приморье – на перевозки, рыбопереработку, судостроение, туризм.

В 2009 году запущено несколько новых проектов, обещающих дать толчок развитию округа. Главные из них – в нефтегазовой сфере.

Во-первых, на юге Сахалина по проекту «Сахалин-2» заработал первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 9,6 млн т в год, и начались первые отгрузки российского СПГ в страны АТР.

Во-вторых, летом началось строительство газотранспортной системы (ГТС) Сахалин – Хабаровск – Владивосток. Первый пусковой комплекс ГТС введут в эксплуатацию в III квартале 2011 года. Он обеспечит газоснабжение Владивостока и ввод генерирующих мощностей в Приморском крае. Первый пусковой комплекс ГТС имеет производительность 6 млрд куб. м газа в год. В дальнейшем система обеспечит транспортировку около 47,2 млрд куб. м газа, что позволит удовлетворить потребность в природном газе Хабаровского и Приморского краев, Еврейского АО и Сахалинской области, а также экспортировать его в страны АТР. Основная ресурсная база для ГТС – газ шельфа Сахалина и месторождений Якутии. По соглашению между приморскими чиновниками и «Газпромом» в Приморье планируют запустить завод СПГ, а в перспективе – газохимический комплекс.

В-третьих, заработал нефтепровод ВСТО, и началась экспортная отгрузка нефти танкерами в порту Козьмино.

Отметим, что в перспективе наиболее привлекательным для инвестиций на Дальнем Востоке останется именно ресурсный сектор. Также экономика Дальневосточного региона в 2009 году приросла автозаводом ОАО «Соллерс» во Владивостоке. Планируется строительство двух судоверфей в Приморье, заказчиками их продукции (газовозы, танкеры, буровые установки) станут крупнейшие российские добывающие компании и пароходства. Прошлым летом федеральным правительством принята комплексная программа развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2015 года. Документ предусматривает строительство 189 различных инфраструктурных объектов в ДФО. В 2009-м реализация программы была профинансирована в размере порядка 87,5 млрд рублей. В 2010 году в соответствии с планом будет сдана федеральная трасса «Амур», по которой можно беспрепятственно проехать из Читы в Хабаровск. В ближайшее время также начнется реконструкция другой важной трассы на Дальнем Востоке – дороги «Уссури» (Хабаровск – Владивосток).

На сегодняшний день, в том числе в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012 возведено около 30 объектов: инженерная инфраструктура, очистные сооружения, конференц-центр, океанариум и мост на о. Русский, медицинский центр, а также несколько гостиниц. Начата реконструкция аэропорта и морского порта Владивостока. Идет подготовка к созданию новых энергомощностей. Так, компания «РусГидро» совместно с японской Mitsui построят ветроэлектростанцию с годовой выработкой 75 млн КВт-ч. Кроме того, дефицит электроэнергии планируется покрывать за счет новых мощностей – Бурейской ГЭС и проектируемых Нижне-Бурейской и Нижне-Зейской ГЭС. В 2010 году начато строительство новой трассы на Находку.

Застой во времена СССР и спад при переходе к рыночной экономике привели к сокращению на 30% и без того незначительного населения Дальнего Востока. Депопуляция продолжается и по сей день. ДФО, единственный из федеральных округов, стабильно показывающий миграционную убыль. Причем, основной миграционный отток идет из приграничных с Китаем районов. И это одна из ключевых проблем, которая будет сдерживать развитие региона и ограничивать развертывание крупных, в том числе перерабатывающих, производств.

Для русского Дальнего Востока вообще характерна крайне низкая плотность населения (1,2 человека на кв. км, что в 7 раз ниже, чем в среднем по России). Ярко выражены пространственные диспропорции в расселении: в южной части Приморья она приближается к 20 чел. на кв. км, а в сельской местности плотность в 20 раз ниже – и только там, где можно заниматься земледелием. Повышена роль крупных городов как опорных элементов системы расселения (в них концентрируется 80% жителей округа), среди которых выделяются Владивостокская и Хабаровская агломерации.

Гигантские расстояния и суровые природные условия определяют наличие изолированных локальных систем расселения, в которых должна присутствовать вся необходимая социальная инфраструктура, даже несмотря на небольшую численность. Причем низкие температуры, продолжительная зима, обилие снега в южных и восточных частях Дальнего Востока, вечная мерзлота в северных и западных частях округа определяют повышенные издержки коммунального хозяйства, что сказывается на экономике всех отраслей сферы услуг. Без продуманной социальной политики даже люди с высоким уровнем доходов будут уезжать из региона. Действия властей приводят к социальным последствиям самого разного свойства. Так, к примеру, борьба с криминализированным бизнесом по перепродаже подержанных легковушек, которым занималась огромная часть населения Приморья, привела к тому, что работу потеряло около 150 тыс. приморцев. С другой стороны, политика по преодолению оторванности жителей ДФО от остальной России за счет субсидирования гражданских авиаперевозок оказалась весьма успешной. Задуманная как исключительно антикризисная, эта мера была продлена.

Задачу формирования на Дальнем Востоке постоянного населения решает утвержденная в конце 2009 года "Стратегия развития Дальнего Востока и Забайкальского региона до 2025 года". Среди мер, которые помогут закрепить население, – создание рабочих мест с достойной зарплатой, обеспеченность жильем и наличие нормальной социальной и образовательной инфраструктуры (принято решение о создании двух федеральных университетов в округе). Нужны благоустроенные места отдыха взрослых и детей, зоны рекреации (так называемое Восточное Золотое кольцо) с соответствующей инфраструктурой. Что же касается северных территорий с некомфортными климатическими условиями, то, по мнению полпреда президента РФ на Дальнем Востоке Виктора Ишаева, здесь больше подходит вахтовый метод. Это, впрочем, не снимает необходимости создавать там благоустроенные опорные территории с постоянным населением.


Все новости раздела Наша Работа

Все новости и статьи

Форма обратной связи
Ваше имя*:Номер телефона*:
Email:Город:
Название организации*:
Вопрос:

Поля, помеченные * обязательны для заполнения.

Нажимая кнопку "Отправить запрос", Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных сайта.

 
Запрос на тему проектно-технической документации
Ваше имя*:Номер телефона*:
Email:Город:
Название организации*:
Вопрос:

Поля, помеченные * обязательны для заполнения.

Нажимая кнопку "Отправить запрос", Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных сайта.

 
Запрос на тему проектно-технической документации
Ваше имя*:Номер телефона*:
Email:Город:
Название организации*:
Вопрос:

Поля, помеченные * обязательны для заполнения.

Нажимая кнопку "Отправить запрос", Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных сайта.

 
Форма запроса цены
Запрос цены на
Ваше имя*:Номер телефона*:
Email:Город:
Название организации*:
Дополнительная информация:

Поля, помеченные * обязательны для заполнения.

Нажимая кнопку "Отправить запрос", Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных сайта.

 
Форма заказа
Заказ
Ваше имя*:Номер телефона*:
Email:Город:
Название организации*:
Дополнительная информация:

Поля, помеченные * обязательны для заполнения.

Нажимая кнопку "Отправить запрос", Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных сайта.

 
Форма заказа оборудования, стоимости и условий поставки
Ваше имя*:Номер телефона*:
Наименования:
Добавить
Email:Город:
Название организации*:
Дополнительная информация:

Поля, помеченные * обязательны для заполнения.

Нажимая кнопку "Отправить запрос", Вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных сайта.